Отличие взрослого человека от ребенка

Некоторое время назад мы с вами разбирали триаду ролей «Взрослый. Родитель. Ребенок«, которые люди разыгрывают в своей взрослой жизни. Однако не всегда понятно, чем именно отличается поведение взрослого человека от поведения ребенка, а также от поведения взрослого человека, играющего роль ребенка.

Отличие взрослого человека от ребенка

Если подумать, то большинство людей прекрасно знают и понимают, чем отличается поведений взрослого и ребенка. В принципе, отличие одно и это «ответственность».

Ответственность — это способность человека осознавать связь между своими действиями, которые в итоге привели к определенному результату, и нынешними и будущими последствиями от них. При этом четкое осознание причинно-следственной связи не просто анализируется субъектом, но и на основании этого анализа планируются собственные будущие действия. При достижении не того результата, на который рассчитывал данный субъект, он осознает, что причиной стали его действия (мысли, планы, бездействие) и что для исправления ситуации ему придется приложить некоторые усилия, без обвинения других в своем провале.

Ответственность за свои действия возникает в каждый момент вашей жизни. Вы можете добровольно или принудительно переложить ее на другого человека, но потом вы можете оказаться в ситуации марионетки, когда вашей жизнью управляет другой человек.

Давайте рассмотрим пример. Итак, вы сидите в читальном зале библиотеки. Вам очень-очень нужно написать на листке бумаги ручкой определенный текст (от него зависит ваше будущее). Но вдруг ручка укатывается со стола и падает на пол. Ваши действия?

Вариант первый: Вы встаете, поднимаете ручку и садитесь дописывать текст — это ОТВЕТСТВЕННОЕ действие, так как вы осознанно совершаете определенные действия, чтобы достичь нужного вам результата.

Вариант второй: Вы просите поднять вашу ручку соседа, который к ней ближе — это ОТВЕТСТВЕННОЕ действие, так как вы осознанно совершаете определенные действия, чтобы достичь нужного вам результата.

Вариант третий: Вы сидите и ждете, когда кто-нибудь пройдет мимо и, возможно, подаст вам вашу ручку — в этом действии НЕТ вашей ОТВЕТСТВЕННОСТИ, так как вы переложили ее на совершенно постороннего вам человека (от ЕГО действий, которые вы не можете контролировать, зависит ВАШЕ будущее).

Как видите, даже в такой мелочи, как упавшая ручка, может проявиться или не проявиться ваша ответственность.

Другой пример. Женатый мужчина завел любовницу. Через некоторое время ему с ней стало не интересно и он решил разорвать с ней связь. В ответ любовница пригрозила все рассказать его жене. 

Вариант первый: Мужчина сам рассказывает своей жене о своей измене, зная, что это скорее всего, обернется против него — это частично ОТВЕТСТВЕННОЕ действие, мужчина осознает и причины, и последствия своего поступка, но при этом он перекладывает часть ответственности на жену (теперь ей придется делать выбор жить дальше с этим мужчиной или нет).

Вариант второй: Мужчина остается с любовницей, продолжая поддерживать свой «гарем» — в этом действии НЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ мужчины, он перекладывает решение проблемы на любовницу (постороннего человека), давая ей в руки власть над собой и своей женой (любовница может в любой момент сообщить ей о своем существовании, чтобы добиться изгнания мужчины из семьи).

Вариант третий: Мужчина рассказывает своей жене об измене, собирает вещи и уходит жить к любовнице — в этом случае в действиях мужчина ИЗБЕГАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою измену, выбирая ту сторону, где его будут гладить по шерстке за то, что он ушел из семьи (уходит от решения проблемы).

Вариант четвертый: Мужчина меняет свое поведение и становится «невкусным» для любовницы, добиваясь того, чтобы она потеряла к нему интерес (как это сделать, мы расскажем в следующей нашей статье). Он сохраняет свою семью и перестает изменять. — это ОТВЕТСТВЕННОЕ действие, мужчина осознает свою ошибку и исправляет ее, не вмешивая в процесс близких и дорогих ему людей (жену, детей, родителей и т.д.).

Как видите, в действиях людей ответственность присутствует не всегда, но человек всегда находит себе оправдание 🙂 .

Ответственность как этап взросления

У ребенка нет осознания собственной ответственности — он живет «под крылышком» у родителей. Даже если чо-то сделает не так, как надо, или не то, что надо, ребенок не в состоянии проанализировать причинно-следственную связь в силу несформированности определенных функций мозга. Он просто попросит прощения и даже не всегда запомнит, что именно нельзя или не следует делать (обычно это проявляется в том, что родители раз за разом повторяют или запрещают одно и тоже, но это не мешает детям вновь и вновь повторять эти действия 🙂 ).

Ответственность формируется в подростковом возрасте. Это естественный этап взросления человека, предшествующий отделению его от семьи родителей и построения собственных «этажей бытия«. 

Сначала ответственность формируется в пределах семьи и близких друзей: поручили — сделал без напоминаний и лишних просьб, обещал — сделал, позаботился о ком-то без просьб (например, помог младшему брату убрать игрушки или сделать уроки).

Формированию ответственности также способствует школьная деятельность, к которой относится не только учеба (сам себя проконтролировал во время выполнения домашних заданий), но и внеурочная деятельность (дежурство, организация и участие в мероприятиях).

У парней скачок ответственности происходит во время службы в армии: ответственность за оружие и его применение, за новобранцев, за друзей, за страну и т.д.

У девушек такого явного скачка ответственности нет, но в силу наличия у представительниц прекрасного пола материнского инстинкта, ответственность за других в той или иной степени развивается быстрее, чем у мальчиков.

Способствует развитию ответственности и обучение в коллежах или в ВУЗах в других городах (вне пределов семьи), когда молодые люди осваивают окружающий их мир. Учебу может заменить работа.

Когда молодые люди начинают создавать пары, успех серьезных и длительных отношений зависит именно от степени развития ответственности у обоих партнеров.

Если один из партнеров находится на начальной стадии формирования ответственности (например, до этого момент жил или жила с родителями; учиться поступил туда, куда они хотели; работает там, куда устроили знакомые; зарплату отдает родителям, которые обеспечивают ей/ему комфорт, кормят, одевают и т.д.), то есть все еще ведет себя как РЕБЕНОК, а не ВЗРОСЛЫЙ, то пара может и не просуществовать долго.

Однако, если у второго партнера ответственность развита хорошо, может возникнуть ситуация, при которой влюбленность плавно перерастет в материнскую или отцовскую заботу по отношению к более «слабому» партнеру-ребенку. Такой брак будет существовать достаточно долго, пока «ребенок» не решит, что он уже подрос и ему пора заводить себе новую подружку (любовницу), или, если у «папы» или «мамы» не хватит сил уделять внимание не только партнеру, но и реальным детям, то такой взрослый «ребенок» может приревновать и разрушить отношения (уйти в новые отношения или вернуться к своим реальным родителям, где о нем будут больше заботиться, как о великовозрастном чадушке).

Именно наличие или отсутствие нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ не только за себя и свои действия, но и за других людей (собственных детей, престарелых родителей, партнера, сотрудников в подчинении и т.д.) и отличает взрослого человека от ребенка.

Однако многие взрослые люди изображают из себя партнера-ребенка, когда им выгодно. К примеру, любовница, чувствуя, что у нее «с крючка» срывается чужой муж, может стать «неприспособленной» к жизни, чтобы мужчина получил возможность о ней заботиться (и не бросил такую женщину-ребенка). Или мать, у которой единственный взрослый сын решил жениться и уйти из дома, начинает болеть и капризничать, чтобы привлечь его внимание. 

Стоит понимать, что примерно к 20-25 годам ответственность и у женщин, и у мужчин должна быть практически полностью сформирована.

Если этого не произошло, то формирование ответственности «застревает» на детском (потребительском) уровне. В этом случае человек не может из-за неосвоения мозгом определенных функций самокритики и самомотивации осознавать ответственность за свои действия и их последствия. К счастью, мозг можно обучить, но чем старше человек, тем больше времени этот процесс займет. Поэтому обучать ответственности ребенка надо вовремя, исходя из его возраста и возможностей.

(Всего запись просмотрена 21 раз, сегодня ее прочитали 1 раз)
Запись опубликована в рубрике Все об отношениях с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *